Нелегальная миграция реадмиссия

нелегальная миграция реадмиссия

IOM, Geneva, 2008.

  • Communication from the Commission to the Council and the European Parliament on a Common Policy on Illegal Immigration, COM(2001) 672 final of 15 November 2001.
  • Основы управления миграцией для руководящих должностных лиц и практиков. Учебное пособие. МОМ, 2006.
  • Communication from the Commission to the Council and the European Parliament on a Community Return Policy on Illegal Residents, COM(2002) 564 final, COM(2002) 564 final of 14 October 2002.
  • Commission Green Paper on a Community Return Policy on Illegal Residents, COM(2002) 175 final of 10 April 2002.
  • Международное миграционное право №2 — Глоссарий терминов в области миграции, МОМ, 2005.
  • Основы управления миграцией для руководящих должностных лиц и практиков. Учебное пособие.

Для наиболее полного урегулирования вопросов, связанных с реализацией подписанных договоров, страны также подписывают исполнительный протокол к соглашению о реадмиссии.

Такой протокол, как правило, содержит:

  • перечень органов и служб от каждой из стран, компетентных рассматривать вопросы реадмиссии;
  • полный перечень документов, доказывающих наличие оснований для возвращения гражданина;
  • необходимость и порядок проведения собеседования с иностранцем;
  • перечень данных в запросе на возврат иностранца;
  • сопровождающие лица, порядок прохождения реадмиссии, язык, порядок несения расходов и прочие вопросы.

Еще раз напоминаем, что указанные соглашения и протоколы к ним являются основным источником правового регулирования отношений по принудительному возврату граждан.


Это дает возможность гражданам Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана беспрепятственно въезжать в Россию и следовать через ее территорию далее. А через эти государства возможность незаконного въезда получают также вьетнамцы, пакистанцы, афганцы и другие. Таким образом, для России соглашение о реадмиссии может не быть односторонне обязывающим только в случае успешного развития отношений в рамках СНГ.
Для того чтобы процедура реадмиссии была выгодной для России, необходимо заключать соглашения в первую очередь не с государствами, которые будут возвращать мигрантов нам, а со странами, куда будем возвращать их мы, то есть с государствами Закавказья, Центральной и Восточной Азии.

Нелегальная миграция реадмиссия

Двусторонние соглашения уже подписаны со странами Европейского Союза (ЕС) и многими странами Союза Независимых Государств (СНГ), с Норвегией, Швейцарией, Турцией, Вьетнамом.

Процесс реадмиссии

Схематично процесс реадмиссии выглядит следующим образом

Причины реадмиссии

К причинам реадмиссии относят незаконный въезд на территорию другого государства, подделывание документов, незаконное устройство на работу и т.д.

Механизм задержания и передачи иностранных граждан

Лица, проходящие реадмиссию, подлежат строгому учёту, фотографируются, проходят процедуру дактилоскопической регистрации. Все сведения направляются в центральный банк данных. Имеются специализированные учреждения по реадмиссии, куда доставляют иностранцев.

Например, в Россию въехал нелегальный мигрант, который через некоторое время был выявлен органами ГУВМ МВД. После того как установлено, с территории какой страны он въехал, иностранец высылается.

При этом следует учитывать, что реадмиссия распространяется не только на лиц, являющихся гражданами той страны, на территорию которой они будут возвращены. Реадмиссия иностранного гражданина также вполне возможна.
Например, если таджик нелегально въехал в Россию из Казахстана, то выслан он будет на территорию последнего.

Отличие от депортации

Реадмиссия и депортация имеют отличия.

При депортации лицо может быть выслано только в ту страну, гражданином которой оно является.

Инфоinfo
ГЛАВНАЯ Вернуться к содержанию Волох Владимир Александрович

доктор политических наук

профессор, Государственный университет управления (ГУУ)

109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр., 99

Volokh Vladimir Aleksandrovich

Doctor of Politics

Deputy head of the Department of Management of Migration Processes at State University of Management.

109542,, Russia, g. Moscow, Ryazanskii pr., 99

v.volokh@yandex.ru Другие публикации этого автора

Аннотация.

На протяжении последних нескольких лет проблема миграции стала устойчивым и привычным приоритетом в повестке дня мирового сообщества.


Одной из серьезных проблем современности является нелегальная миграция, то есть въезд и пребывание на территории государства иностранцев в нарушение установленного порядка.
Вниманиеattention
Именно нелегальная миграция в настоящее время по степени общественной опасности выходит на одно из первых мест среди новых вызовов и угроз. Очевидно, что справиться с данным феноменом, используя старые подходы, уже невозможно. В статье выделены новые эффективные методы межгосударственного взаимодействия в области возвращения нелегальных мигрантов, обозначены основные механизмы реадмиссии, проведен анализ и дана оценка современного состояния института реадмиссии в Российской Федерации, отмечены основные факторы, необходимые для реализации реадмиссионных обязательств и предложены дальнейшие пути развития этого института.По мнению автора реадмиссия — эффективный инструмент противодействия нелегальной миграции, который способствует обеспечению национальной безопасности страны.

В настоящее время процесс реадмиссии особенно актуален в связи с образовавшейся проблемой нелегальных переселенцев из стран Африки и Ближнего Востока в страны Западной Европы.

При заключении договорённости о реадмиссии между цивилизованными странами не нарушаются права человека, обозначенные в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» и «Всеобщей декларации о правах человека», соблюдаются моральные и этические аспекты.

Договоры реадмиссии между странами заключаются при последующем упрощении визового режима (так было в случае изменения условия въезда граждан РФ на территорию Европейского союза и при определении особого статуса Калининградской области).

Заключение таких соглашений также приветствуются между странами – поставщиками нелегальных мигрантов и транзитными странами, через которые мигранты перемещаются в желаемую страну проживания.

Предусмотрены меры безопасности семей с целью сохранения их целостности в процессе реадмиссии. Следует отметить, что процесс реадмиссии не имеет отношения к административной ответственности и наказанию.

Механизмом побуждения государств к реадмиссии является заключение соглашений. Например, одним из условий облегчения визового режима между Россией и странами ЕС явилось подписание соглашения о реадмиссии.
Россия и Литва подписали соглашение о реадмиссии, что являлось условием для заключения договора об упрощении порядка транзита в Калининградскую область.

Политика России направлена на заключение соглашений о реадмиссии со всеми государствами, которые являются «поставщиками» нелегальных мигрантов.

Например, в России этот показатель за последнее десятилетие увеличился с 18 до 32%;

  • перенаселение некоторых регионов. На окраинах мегаполисов во всех развитых странах мира существуют квартиры, где проживает по 10 человек, а то и больше;
  • рост недовольства коренного населения;
  • увеличение вероятности эпидемий.

Распространенным стало мнение, что нелегальные мигранты – в большинстве своем преступники. И если говорить так обо всех без исключения переселенцах нельзя, то сложно отрицать, что преступность в городе, перенаселенном чужестранцами, неустанно увеличивается.

Миграционный кризис ощутили на себе и регионы, расположенные на других континентах, но самый большой удар приняли именно европейские страны.

Чтобы добраться сюда, нелегалы готовы пойти на все, даже пожертвовать жизнью, пускаясь в опасное путешествие на открытых лодках по морю. В период 2014-2015 годов, ставших пиковыми в ситуации с мигрантами, сводки новостей ежедневно пестрели сообщениями о погибших в море нелегалах, которые пытались доплыть на европейскую часть континента.

Начальной точкой для тех, кто добрался живым, являлись Греция, Македония, Турция. Самые отважные направлялись далее – Франция, Германия, Швеция, Италия.

Межгосударственное регулирование – гарантия их соблюдения;

  • позже, по мере ухудшения ситуации с миграцией в мире, она стала инструментом реализации национального миграционного законодательства и непосредственно защиты границ цивилизованных стран. Наиболее активное распространение она получила среди европейских стран, которые в настоящее время больше всех страдают от нелегальной миграции;
  • параллельно реадмиссию можно рассматривать как инструмент принуждения государства к более жесткому контролю своих границ. Например, соглашение об упрощенном порядке транзита в Калининградскую область было достигнуто между Литвой и Россией только после заключения соглашения о реадмиссии.

Что касается оснований применения этого инструмента, то они обычно оговариваются условиями двустороннего или международного договора.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *