Органы судебной власти и законность в управлении

органы судебной власти и законность в управлении

Повышение правовой культуры, стабильность правоприменительной практики предполагают интенсивность взаимодействия Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в осуществлении направления судебной деятельности.

Этому способствуют указания федеральных конституционных законов «О Верховном Суде Российской Федерации» и «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» по поводу права судов обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Особое значение имеет взаимодействие Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в утверждении конституционной концепции законности в деятельности органов судебной власти.

Органы судебной власти и законность в управлении

Статус правового верховенства судебной власти определяется установлением Конституцией РФ ее самостоятельности.

Вместе с тем «современное понимание института юридических механизмов предполагает наличие в судопроизводстве института пересмотра судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке»1.

Выступая на IX Всероссийском съезде судей, Президент РФ отметил значение этого события не только для судебной системы, но и для всей страны, что вызывает повышенный интерес общества. Указывая то, что в сфере судебной власти остается еще немало нерешенных вопросов. Президент РФ указал на факт реализации ряда мер, оказавших серьезное позитивное влияние на саму организацию судебной системы, практику рассмотрения судами дел, укрепление законности в судебной деятельности.

Органы судебной власти и законность в управлении рк

Конституционный Суд РФ рассматривает также дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. При рассмотрении таких дел он проверяет соответствие такого закона Конституции РФ.

§ 6. Общий надзор органов прокуратуры

В соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г.
«О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры от имени Российской Федерации возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Органы судебной власти и законность в управлении. надзор органов прокуратуры

Обеспечение доступности правосудия для граждан и организаций, его максимальной открытости, усиления гарантий независимости судей — все эти государственно-правовые проявления представляют главные направления современного формирования судебной деятельности и развития института судебной власти, создания более благоприятных условий для обеспечения законности при отправлении правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан.

Наличие в современном государстве самостоятельной и независимой судебной власти, признание за ней компетенции контроля законности действий (бездействия), решений других ветвей власти и их органов), в частности, правоохранительных образует режим законности. Соблюдение режима законности обеспечивается функционированием юридического механизма, обеспечивающего правовой статус верховенства суда, его независимости при осуществлении судебного контроля.

Органы судебной власти и законность в управлении.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. РОЛЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КАК ГАРАНТА ЗАКОННОСТИ

Используемое в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» понятие «судебная власть» в настоящее время представляет собой краткое выражение политико-правовой теории, вытекающей из установления разделения государственных властей в демократическом правовом государстве и определяющей место органов правосудия в системе государственного механизма, их роли в утверждении режима законности в обществе.

Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельные функции: законодательную, исполнительную и судебную (ст.

Это преобразование призвано создать условия для укрепления единства статуса судей, единообразия в понимании и толковании проблем судебной практики, направления законодательных установлений на сближение основных институтов судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, устранения правовой неопределенности в подведомственности дел.

Ряд изменений, внесенных в федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»; от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятие Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г.

Органы судебной власти и законность в управлении надзор органов прокуратуры

Несоблюдение требований (предписаний) уголовно-процессуального закона влечет нарушение конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, а также затрудняет доступ граждан к правосудию.

Так, одним из оснований отмены или изменения приговора является отсутствие протокола судебного приговора, который предусмотрен п. 11 ч. 2 ст. 38917 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Согласно указанной норме отсутствие протокола судебного заседания является безусловным основанием отмены судебного решения. Возвращение судом по ходатайству стороны или по собственной инициативе судьи уголовного дела прокурору в порядке реализации полномочия, предусмотренного ст.

Органы судебной власти и законность в управлении

Основной функцией всей системы судебных органов является реализация задач правосудия. Она осуществляется субъектами судебной власти в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов, тем самым способствуя укреплению законности.

Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов.

Органы судебной власти и законность в управлении кратко

Статья 126 Конституции РФ характеризует Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным и адми­нистративным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Обобщенно судебная оценка соответствия действий или право­вых актов исполнительных органов (должностных лиц) закону осуществляется практически в процессе рассмотрения любых дел, а не только тех, которые подпадают под разряд административ­ных. При этом, в отличие от Конституционного Суда, суды общей юрисдикции сами могут проявить инициативу, если при рассмот­рении конкретных уголовных или гражданских дел будут обнару­жены неправомерные действия представителей исполнительной власти, а также администрации государственных предприятий и учреждений.

3 органы судебной власти и законность в управлении надзор органов прокуратуры

д) рассмотрение дел о преступлениях субъектов исполнительной власти.

С точки зрения порядка обращения в суд можно различать:

1) исключительно судебный (вопрос о законности решается только судом);

2) альтернативный (с жалобой, протестом, требованием можно обратиться в вышестоящий государственный орган или в суд);

3) последовательный или ступенчатый (вначале заинтересованный субъект вправе обратиться в вышестоящий исполнительный орган, иногда вплоть до центрального, а при несогласии с его решением вправе обратиться в суд);

4) исключительно административный (дело не подведомственно суду).

Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, по протестам прокуроров, а также по инициативе самих судов.

В этих разъяснениях Верховный Суд РФ, реализуя свою конституционную функцию толкования вопросов понимания и применения судами действующего законодательства, сформулировал свои правовые позиции по поводу установления единообразия судебной практики и устранения неопределенности в вопросах применения действующего законодательства, а Пленум Верховного Суда РФ принял в последние годы более 50 постановлений.

Среди них заслуживают быть отмеченными постановления от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»[11]; от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»[12]; от 14 апреля 2016 г.

РФ примененный в конкретном деле закон, то его решение является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.

Разрешая дела в пределах своей компетенции, принимая решения, которые обязательны на всей территории РФ для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, Конституционный Суд РФ выполняет тем самым свою конституционную обязанность — обеспечение законности в РФ.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам.

В порядке гражданского судопроизводства суды рассматривают дела, по которым они обязаны давать правовую оценку действиям органов исполнительной власти, их должностным лицам, а также издаваемым ими управленческим актам.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *